В этом посте остановлюсь на общих положениях.
Следующие два поста будут посвящены новеллам по уровням высшего, технического и профессионального образования.
1. Одной из важных норм принятого закона стало внедрение института государственного образовательного заказа на дополнительное образование детей. Я ранее уже писал об этом пост. Скажу лишь, что госзаказ теперь будет размещаться и в частных организациях в рамках ГЧП.
Это даст возможность без больших затрат со стороны государства поэтапно решить вопрос занятости детей в секциях, кружках и других развивающих центрах.
2. Принята давно обсуждаемая норма по возвращению государственной аттестации детских садов, школ и колледжей. Аттестация является инструментом внешнего мониторинга и оценки исполнения установленных стандартов организациями образования.
Самое главное, чтобы аттестация не была репрессивным инструментом, просто констатирующим проблемы, а стала механизмом выявления проблемных зон и предоставления четких рекомендаций для их устранения. Именно в рамках такого подхода будет реализована эта процедура.
Раз в пять лет организации будут проходить аттестацию, которая включает в себя проведение срезов качества знаний, опросы родителей, учащихся, педагогов, оценку соответствия материально-технической базы, кадрового состава и других аспектов установленным требованиям.
3. Вводится норма по обязательному проведению экспертизы и апробации типовых учебных планов, типовых учебных программ до внедрения их в учебный процесс.
Иными словами, теперь учебные программы до внедрения в учебный процесс в обязательном порядке должны пройти экспертизу и апробацию, во время которой как раз будут выявляться возможные недостатки. Это очень важная норма, спешки в деле внедрения новых учебных программ быть не должно.
Да, это ограничивает министерство, но вместе с тем является механизмом внедрения только продуманных, научно обоснованных и апробированных программ.
Кроме того, для дальнейшего улучшения качества учебников, установления единообразия при разработке учебных материалов принята поправка, определяющая компетенцию министерства устанавливать требования к структуре и содержанию школьных учебников и учебно-методических комплексов.
Данная норма направлена на повышение качества учебников.
4. Определена в законе компетенция МОН по утверждению перечня предметов и веществ, которые запрещается вносить и использовать в организациях образования. Эта норма введена в профилактических целях, а также в целях соблюдения норм безопасности обучающихся в стенах учебного заведения.
5. В законе появились новые нормы, регламентирующие дистанционное обучение. Закреплено само определение данного понятия и компетенция уполномоченного органа по утверждению Правил организации дистанционного обучения, где и будут определяться требования и процедуры по его осуществлению.